В сегодняшней России при дефиците реальных оснований сплочения нации резко возросло производство символов. Используется то, что имеет «сакральную» силу (победа в войне, православная церковь). Но возникает серьезное противоречие: для достижения мобилизационного эффекта символы надо использовать как можно интенсивнее, но от этого сакральность падает и утилитарное применение символов приводит к конфузам. Что мы видим накануне 70-летия Победы? Безвкусные билборды, на которых немецкие солдаты выдаются за советских; арест девушек, станцевавших современный танец на площадке у мемориала «Малая земля» в Новороссийске; наоборот – безнаказанное погружение водолазов на дно озера в Якутии со Знаменем Победы; потеря Роскосмосом корабля «Прогресс» тоже со Знаменем Победы на борту (поняв, что корабль не спасти, в Роскосмосе заявили, что другое Знамя Победы уже есть на МКС); бесконечные истории с георгиевскими ленточками, которые используются в маркетинге любых товаров; изъятие из магазинов то игрушечных солдатиков, то антифашистских комиксов; российский МИД, называющий «глумлением над памятью погибших ради освобождения Европы от фашизма» то, что Польша не пустила на свою территорию мотопробег «Ночных волков». Совершенно невозможно понять, что правильно и что нет. Да, у нас уже действуют законодательные запреты на оскорбление чувств верующих и на публичное осквернение символов воинской славы России – но детально эти нормы не прописаны, и правоохранителям приходится по старинке пользоваться статьями о мелком хулиганстве или в лучшем случае экстремизме. Это непорядок. Необходимы правила, четко описывающие применение символики, имеющей отношение к сакральному (под таковой понимается символика РПЦ, Дня Победы, а также относящаяся к деятельности и образу президента Путина). Перечень символики должен быть исчерпывающим, но его можно пересматривать, например, раз в год. Скажем, еще каких-то 10 лет назад георгиевская ленточка не была символом, а сегодня ветераны требуют законодательно защитить ее от продажи коммерсантами. Нужно четко установить, являются ли и в каких случаях сакральным символом мотоциклы «Ночных волков» (возможно, конкретные марки), силуэты памятников Победы из разных регионов (возможно, стоит ввести понятие регионального сакрального символа), образы с классических плакатов, фотографий и картин, георгиевские ленты и любые изображения с перемежающимися черными и желтыми полосами и т. д. Что с ними можно делать – можно ли продавать и за сколько, можно ли посылать в космос и погружать на дно озера и за сколько, можно ли использовать их в танце и т. п. Нужно ли и в каких случаях уведомлять органы власти об использовании символов. Очевидно, для этой работы придется создать постоянно действующую межведомственную комиссию, а возможно, и ведомство в структуре исполнительной власти – скажем, Сакральную службу РФ (сокращенно Россвятнадзор). Поскольку сакральное все время меняется, символы множатся, то и регулирование нужно все время настраивать. Сегодня требуется защита прежде всего символов Дня Победы, но 9 мая пройдет, и уровень сакральности, как и уровень использования победной символики, сильно снизится (возможно, имеет смысл устанавливать сезонную ответственность за осквернение). Да, специалисты могут оценивать резко возросшую роль символов как инструментальную: георгиевские ленточки (как и принадлежность к РПЦ) служат прежде всего средством коллективной идентификации, стандартом социального поведения для россиян, особенно в ситуации холодной войны. Гражданам от этого не легче. Власть и околовластные структуры производят все новые скрепы – поди разберись. Считаем, что создание специальной службы и символического регламента позволит навести порядок в этой сфере и не потребует значительных расходов бюджета.
Сакральная служба Российской Федерации
30/04/2015 10:05
Мнения
Обсуждение