РИСКИ РОССИИ И РИСКИ РФ 2 В продолжении темы попробую перечислить те риски (вызовы), которые первыми приходят на ум: 1. Не прекращающаяся война на юго-востоке Украины, поглощающая ежедневно огромные средства, а также замораживающая на данном направлении значительные ресурсы. Здесь же расходы, связанные с решением проблем беженцев с Донбасса, оказания гуманитарной помощи ЛДНР, восстановления разрушенного войной и пр.; 2. Риск признания РФ (в соответствии с нормами международного права) государством-агрессором, со всем комплексом вытекающих из этого международно-правовых последствий. Рост антироссийских, русофобских настроений в Европе и Северной Америке. Набирающая обороты (и, судя по всему, имеющая далеко идущие цели) компания по системной дискредитации высшего военно-политического руководства РФ; 3. Недружественные действия (и связанные с этим риски) со стороны Украины как страны-транзитёра в отношении поставок российского газа в Европу. Не прекращающиеся провалы Кремля в попытке реализации газо-транспортных проектов, предполагающих ведение поставок газа в Европу в обход Украины («Южный», «Турецкий» и прочие потоки); 4. Риск размещения на территории Украины военных баз США (например, в Одессе), американской системы ПРО и прочих стратегических систем вооружения. Риск введения войск НАТО на Украину, в случае начала её фактического распада; 5. Проблема обеспечения находящегося в международной блокаде Крыма; 6. Риск начала полномасштабного украинско-российского вооруженного конфликта по поводу Крыма; 7. Наложенные на РФ, российские государственные и частные компании, а также отдельных граждан РФ международные санкции. Постоянная угроза их расширения и ужесточения. Риск применения Западом к РФ санкций, неприемлемых для экономики последней (например, угроза отключения от межбанковской системы «SWIFT»); 8. Аресты российских активов за рубежом в связи с делом «ЮКОСА» (цена вопроса – 50 млрд. долл. США), а также иными аналогичными процессами; 9. Риск адресного применения Западом санкций (как меры давления) к российским олигархам и представителям российской номенклатуры, а также членам их семей (арест активов, начало расследований в отношении законности приобретения последних, уголовное преследование и т.д.); 10. Риск прямого предательства Кремля со стороны перешедших на сторону Запада (под давлением санкций) отдельных представителей российской «элиты». (Риск «дворцового переворота» в результате раскола элит); 11. Риск наступления негативных международно-правовых последствий для РФ, в связи с рассмотрением дела о сбитом над Украиной в прошлом году малазийском Боинге; 12. Системно ухудшающаяся в РФ социально-экономическая ситуация, вызванная падением цен на углеводороды, а также действием западных санкций. Истощение стабилизационных и прочих резервных фондов, падение уровня жизни, рост безработицы, вызванный этим рост протестных настроений; 13. Проблема дальнейшего снижения (в долгосрочной перспективе), глобальных цен на нефть и газ. Системные изменения на рынке углеводородов, вызванные сланцевой революцией. Начало передела указанного рынка не в пользу РФ. Выход Ирана на международный нефте-газовый рынок (после снятия международных санкций) с предложением демпинговых цен; 14. Блокада Приднестровья, с риском военного вторжения как со стороны Украины, так и со стороны Молдавии (открытие «второго» фронта для Кремля на юго-западных рубежах РФ); 15. Возможность эскалации армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха с риском дальнейшего его перерастания в полномасштабную армяно-азербайджанскую войну, дестабилизация всего Закавказья (открытие «третьего» фронта для Кремля); 16. Риск возобновления грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, «расконсервация» российско-грузинского конфликта (открытие «четвёртого» фронта для Кремля); 17. Риск атаки на государства Средней Азии (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, далее на Киргизию) со стороны афганских последователей ИГ (открытие «пятого» фронта для Кремля); 18. Активизация деятельности (включая террористическую) радикальных исламистов внутри самой РФ (на фоне стремительно развивающегося проекта ИГ), как в традиционно исламских регионах (Северный Кавказ, Поволжье), так и традиционно русских. Особенно – в крупных города, типа Москвы, Санкт-Петербурга и др. (открытие «шестого» фронта для Кремля); 19. Риск продолжения волны (по крайней мере, предпринятие новых попыток) цветных революций/госпереворотов на территориях постсоветских государств (по аналогии с последними событиями в Армении), с последующим установлением в них автикремлевских режимов; 20. Активизация протестной уличной деятельности в РФ, активизация деятельности антикремлёвской оппозиции, начало «московского Майдана» (с угрозой перерастания в цветную революцию/госпереворот), особенно в преддверии парламентских выборов 2016 г.; 21. Риск предъявления территориальных претензий к РФ со стороны соседних государств (Украины, Японии, Германии, Финляндии, прибалтийских стран, Китая и др.) при возникновении благоприятных для этого условий (начале системного общественно-политического кризиса или гражданской войны в РФ); 22. Рост сепаратистских настроений в самой РФ (особенно при начале системного общественно-политического кризиса или гражданской войны в РФ), угрозы возникновения межнациональных столкновений, начала фактического распада РФ. Вот далеко не полный перечень вызовов, стоящих сегодня перед «советом директоров» АО «РФ» в полный рост. Меня, признаться, не столько пугает само количество проблем (любому серьёзному игроку жизнь и конкуренты преподносят множество вызовов), сколько демонстрируемая режимом раз от раза неспособность (точнее – беспомощность) к их успешному преодолению. Ну а закон неизбежного перехода количественных изменений в качественные пока никто не отменял. P.S. К великому сожалению, большинство перечисленных вызовов останутся в силе и после падения нынешнего Кремля. Поэтому поисками ответов на извечный вопрос «что делать?» всем нам следует заниматься уже сегодня.
14/07/2015 17:30
Мнения
Обсуждение