Украина: не в коня корм Резидент Ресурсной Федерации «Путин» на саммите G-20 в турецкой Антальи признался, что Москва готова пойти на отсрочку выплаты Украиной кредита на 3 миллиарда долларов. Напомним, что еще парой недель назад настрой РФ был иным, более жестким. Однако, как и всегда в новейшей истории, кремлевские заукраинцы согласились на уступку своим киевским родственникам (о чем мы писали еще в мае текущего года). — Мы предложили не просто реструктуризацию, а лучшие условия, чем просил МВФ. Нас просили перенести платёж на следующий год, но я сказал, что мы готовы пойти на более глубокую реструктуризацию. В этом году не получать вообще никаких денег. А в следующем году миллиард, в 2017 году миллиард и в 2018 году еще миллиард, — сказал президент России. Владимир Путин также отметил, что Москва рассчитывает, что США, ЕС или международные финансовые организации предоставят гарантии выплаты Украиной России долга в $3 миллиарда. — Мы попросили такие гарантии либо от правительства США, либо от Евросоюза, либо от одного из солидных международных финансовых институтов, — сказал российский лидер. — Причём мы надеемся, что этот вопрос будет решён до начала декабря текущего года». Ресурсная Федерация не является, во-первых, суверенным государством, а во-вторых, вообще государством. Когда распускался СССР, РСФСР была уготована роль общей для остальных «братских республик» кормушки и одновременно европейской ресурсной колонии. Задача такой территории была предельно проста: поставлять природные ресурсы, а затем и пушечное мясо своим хозяевам. Все стадии этого «задания Штирлица» нынешняя РФ под руководством «Путина» выполнила и продолжает выполнять. В ходе этого увлекательного процесса выяснились некоторые интересные детали. Во-первых, большая часть «братских республик» оказалась в экономическом плане зомби. Киргизия, Таджикистан, Армения, Грузия, Белоруссия, Молдавия и Украина, а также отчасти Узбекистан и Азербайджан, могли существовать лишь при постоянной внешней подпитке. Речь шла или о кредитах, или о «гастарбайтер-экономике», или о том, другом и третьем (свободный доступ на внутренний рынок, свобода вывода капиталов и т.п.) вместе взятыми. Это не считая превращения ряда территорий в прямые каналы вывода и ввода денег из РФ. Например, только по «молдавской схеме» из РФ были прокачаны десятки миллиардов долларов, а застрельщика этого труда, некоего господина Григорьева заподозрили в выводе аж 46 миллиардов долларов. Во-вторых, самостоятельными экономиками, т.е. способными себя хоть как-то содержать, показали только РФ, Казахстан, Туркмения и отчасти Азербайджан и Узбекистан. Это не есть показатель их заслуг, это лишь указывает на тот единственный фактор, который позволил им это сделать — это сырьевая база. Плюс, как у РФ, наличие все же пусть и скромного (по сравнению с Первым миром), но численно емкого внутреннего рынка (145 миллионов небогатого населения все же лучше, чем 5, 10 или даже 45 миллионов небогатого населения). Получалось, что по мере логичного развития центробежных экономических процессов на пространстве бывшего СССР, которые явно не будет купировать фейковая интеграция стран-бензоколонок и бомжей в виде ЕАЭС и Таможенного союза, в большинстве пост-советских республик будет нарастать закономерная политическая дестабилизация. Речь идет о переворотах, гражданских войнах, политических убийствах, редукции социально-гуманитарной среды. Это уже видно в той или иной степени на примере Киргизии, Таджикистана, Украины, Армении, Молдавии. Кому-то — как Грузии — пока удается держатся за счет сокращающегося населения и западных кредитов. Но уже, например, 10-миллионную Белоруссию Ресурсная Федерация с помощью преференций и кредитов не может вытащить в одиночку. Ведь не надо забывать, что на РФ сейчас упали гигантские финансовые расходы на «временно оккупированный» Крым, на Донбасс, на войну в Сирии, на очереди — кредиты на 1,46 миллиарда долларов Кубе и почти 7 (!) миллиардов долларов Ирану. Средства эти, конечно, возвращены не будут, и их придется потом списывать, как это уже произошло с долгом Узбекистана. Поэтому содержание пост-советского пространства теперь стало делом не только одной Ресурсной Федерации, экономика которой явно не выдерживает такого количества «ездоков», но и Запада. Возможно, в какой-то степени этим обусловлены и надежды Минска на снятие санкций с Белоруссии и предоставление новых кредитов от западных структур. Ведь РФ каждый год предоставляла Минску кредиты по разным линиям на сумму в 1,5-2,5 миллиарда долларов, а в 2015 году выдано было лишь 760 миллионов долларов. В конце этого года будет обсуждаться вопрос с выдачей прожорливой Белоруссии еще 3 миллиардов долларов, но пока нет уверенности, наскребет ли Москвабад такую сумму. В этом контексте судьба «кредита Путина Януковичу» не вызывает удивления, более того, она закономерна. Украина — государство-банкрот, платить ей по долгам нечем, ситуация с ее внешней задолженностью остается удручающей. При сокращении валового внешнего долга с 142 до 127 миллиардов долларов с 1 января 2014 года по 30 сентября 2015 года, в текущем году внешний государственный и гарантированный государством долг Украины увеличился с 38,7 до 46,5 миллиардов долларов. При этом Киев лихорадочно пытается накопить золотовалютные резервы, которые сейчас составляют около 12,6 миллиардов долларов, правда, одновременно планирует наращивать расходы на армию до 5 миллиардов долларов в год. Впрочем, МВФ и представители ЕС заявили, что даже техническое банкротство Киева (не говоря уже о росте военных расходов) не свернет программу предоставления Украине кредитов. Но спасет ли это вторую по размерам экономику в СНГ? В 2015 году Украина получит от МВФ, Европейской комиссии, Всемирного банка, от США, Канады и Японии до 8 миллиардов долларов. А в 2014 году объем кредитов составил порядка 9,6 миллиардов долларов (8,6 в январе-ноябре 2014 года). Насколько помогли эти средства Незалежной? Ровно настолько, чтобы стабилизировать ситуацию в финансовой сфере и не допустить резкого обвала экономики, которая только в первом полугодии 2015 года сократилась на 15% при инфляции в почти 40%. При этом практически все получаемые Украиной внешние кредиты страна тратит на выплату текущей задолженности (например, получив 4,7 миллиарда долларов в I полугодии 2015 года в виде кредитов, Киев выплатил почти 4,3 миллиарда долларов по долгам). Мантры о том, что западные (да и любые другие) кредиты помогут Украине наладить жизнь, способны подействовать только на очень наивных потребителей. Послевоенная Западная Германия получила от США менее 10% от общего объема финансовой помощи по Плану Маршалла (около 1 млрд долларов), но это не помешало ФРГ уже к концу 50-х годов выйти на первые позиции по экономике в Европе. Украина с 1992 года получила только от МВФ около 55 миллиардов долларов кредитов и умудрилась к 2014 году потерять до 15% населения и около 35% своей первоначальной экономики. Это не считая дани от РФ, инвестиций из США и ряда других государств. Теперь, чтобы выйти даже на тот скромный уровень экономики Азарова и Януковича, по мнению Михаила Саакашвили, Украине понадобится еще не менее 20 лет. Поскольку усилиями гениальных менеджеров в Киеве и Москве в ключевом регионе страны — на Донбассе — была развязана война, шансов на экономическое выздоровление Незалежной нет никаких. Украинским националистам было достаточно в феврале-марте 2014 года дать своему Дальнему Востоку минимальную языковую свободу или хотя бы не начинать идиотскую АТО. Однако для людей, 10 лет подряд рассказавших друг другу в польской пропаганде сказки о «депрессивном и убыточном Донбассе», «убогих даунбассах», это было невозможно. Теперь только в первом полугодии текущего года экспорт страны рухнул на треть (на 33% в страны ЕС и до 58% в РФ) по сравнению с кризисным 2014 годом, а ведущие отрасли экономики — машиностроение и металлургия, либо в стагнации, либо умирают. Впрочем, сожалеть об этом не стоит — стране с подушевым ВВП как в Африке нет смысла иметь собственное сколько-нибудь серьезное машиностроение, благо что на продвижение его продукции, НИОКР и т.п. вещи нет ни денег, ни людских ресурсов. Надежды украинских националистов построить невиданную (точнее, хорошо известную) в мире успешную сельскохозяйственную экономику из просто веселых фантазий превратились в тяжелый бред наркоманов. Внезапно выяснилось, что мировой рынок этой продукции очень волатилен. Например, несмотря на рост экспорта зерна Украина получает в этом году меньше денег, чем в минувшем — ничего не поделать, общее снижение мировых цен. В итоге в стране дико дорожает продовольствие, в том числе, и тот же хлеб. А из-за обнищания населения в стране фиксируется обвальное падение розничной торговли. Если в 2013 году ее объем вырос на 8% и составил 884 миллиарда гривен (110 миллиардов долларов), то в январе-сентябре 2015 года по отношению к аналогичному отрезку 2014 года произошло сокращение на 22,3% до 735 миллиардов гривен. В пересчете на год это даст оборот около 935 миллиардов гривен, с учетом же динамики цен — падение к 2013 году составит почти 50-60% (или в 3 раза в долларовом эквиваленте — до 37,5 миллиардов долларов). Экономика попадает в неприятный замкнутый круг самоуничтожения. Понятная картинка — почему в великой сельскохозяйственной державе так плохо с едой: В 2016 году Украина включится в программу экономической ассоциации с Европейским союзом. Что это означает (рост всех тарифов, рост цен на коммунальные услуги, закрытие ряда производств и т.п.), на Украине понимают очень немногие. Как и то, почему Украину не принимают в Европейский Союз, или почему Брюссель не спешит вводить с ней безвизовый режим. Характерно тут мнение шеф-редактора издания УНИАН Михаила Ганницкого, всерьез уверенного, что вся проблема — в… нежелании депутатов Верховной Рады правильно «нажать кнопки»: Вдумайтесь: не нужно рыть окоп в мерзлой земле, не нужно стоять в очереди за получением нищенской пенсии, таскать грузы, класть кирпичи, даже думать не нужно – ведь все уже придумано, согласовано, написано – надо просто прийти на свою работу в рабочий день в рабочее время, усадить свой зад в мягкой кресло и нажать на кнопку. …Они не смогли этого сделать. Не смогли сделать то, что обещали людям, идя на выборы. Не смогли сделать то, что обещали западным партнерам и донорам, выпрашивая у них кредиты и финансовую помощь. Не смогли сделать то, что могло бы стать лучшей иллюстрацией для жителей «Л/ДНР» и Крыма: жизнь в Украине меняется к лучшему. Это типично украинское мнение типично украинского человека, верующего всерьез в то, что Украину разграбили кацапы, что она — великая сельскохозяйственная держава, при всем этом — центр Европы, а кредиты от МВФ, ВБ и ЕБРР помогут ей встать на ноги и удивить окружающую северную Евразию. Мимоходом, правда, выяснилось, что кредиты Запад дать еще может, но вот построить за самих украинцев экономику он не в состоянии. Как и дать безвизовый режим, даже если все депутаты ВР проголосуют «правильно». Поскольку украинцы — равно как молдаване, киргизы, армяне, таджики и прочие советские народы, продемонстрировали уже блестящие навыки государственного строительства и создания суверенных экономик, предсказать их будущее не очень сложно. Перспективы Украины довольно суровы и путешествие на своих «американских горках» страна только-только начинает. Конечно, путинский РесФед будет по мере сил помогать «братской Украине», впавшей в откровенную нищету. Москвабад, как минимум, будет решать ее наиболее острые энергетические проблемы, поставлять уголь и твэлы для АЭС, снабжать украинскую военщину если не напрямую, так через Белоруссию дизельным топливом. Наиболее ясная картина в снабжении Украины углем. В 2014 году поставки угля из РФ позволили Украине, еще 10-15 лет полностью обеспечившей себя углем, не замерзнуть из-за бесхозяйственности: из 14,7 млн тонн импортного угля Москва поставила Незалежной 9,4 млн тонн (почти столько же, сколько в домайданном 2013 году). В 2015 году доля РФ в импорте Украиной угля несколько сократилась и составила около 50%. Но все равно заменить Путинленд украинцам пока полностью нечем. Прелесть ситуации в том, что держать Украину в состоянии зомби с плавно выключающимися секторами экономики и редукцией социальной и политической жизни, можно теперь сколько угодно долго. При этом внутри страны острые экономические проблемы можно легко ретушировать очередной вспышкой военного безумия в «зоне АТО» и истерикой в СМИ. Радоваться этому не стоит, ибо кризис в СНГ — органичен, он связан с мировыми событиями и обусловлен логикой эволюции всего пост-советского пространства. Которое переходит из стадии инкубатора во взрослую жизнь дебилов со всеми сопутствующими факторами: гражданскими и межгосударственными войнами, переворотами, экономической дестабилизацией, нищетой и технической деградацией. Просто Украина тут пионер: ведь после развала Югославии и СССР в Европе еще не было примеров столь масштабной, продолжительной и глубокой социальной, политической и экономической редукции (Молдавия, Босния, Албания или Армения слишком маленькие). http://resfed.com/article-1505
Photos from Vladimir Anufriev's post
21/11/2015 17:15
Мнения
Обсуждение