На каждом этапе производства, перемещения и реализации партий отечественной сельскохозяйственной продукции возникают избыточные, ничем не обоснованные издержки, от которых избавлены наши зарубежные конкуренты. Конкурентоспособность наших сельхозпроизводителей резко снижена даже без учета влияния климата и разницы в уровне государственной поддержки, а многие продукты питания заметно дороже, чем в магазинах Европы или Америки. Прежде всего эти потери связаны с необходимостью исследования каждой партии продукции, а главное — оформления и переоформления подтверждающих документов (сертификатов, свидетельств, актов и т. п.). Во всем мире такие требования предъявляются лишь в очень ограниченном числе случаев. Например, когда продукция произведена на реально зараженной, неблагополучной территории. Недавно принятый новый федеральный закон «О карантине», как и соответствующие международные конвенции, требует при введении и реализации любых ограничений исходить из уровня риска, связанного с тем или иным вредным организмом, из обоснованных научных данных на основе прозрачной методики так называемого анализа фитосанитарного риска (АФР). У нас же АФР по всем организмам, находящимся в действующем «Перечне карантинных объектов», — тайна за семью печатями, тщательно скрываемая подведомственным федеральной службе институтом. Как и основания, по которым объем перечня растет как на дрожжах. Независимые (от ведомства) ученые дружно полагают, что большинство жуков и сорняков, за подтверждение отсутствия которых в продукции взимаются деньги, просто не могут признаваться карантинными, поскольку давно заселили все те ареалы, которые могли заселить, и распространиться дальше не способны. Характерным примером может служить такой знаменитый уже сорняк, как амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.). Во всех регионах, где она способна расти, она уже давно растет. В других она просто не размножается. Перевозка зерна, зараженного амброзией, из Ставропольского края, скажем, в Пермский не порождает никаких рисков. Тем не менее, например, в Вологодской области завод по производству комбикормов несет только прямых затрат до 30 млн руб. в год на исследования, связанные с установлением карантинной зоны там, где ее быть не может. Вместе с косвенными убытками — простой транспорта, потеря рабочего времени сотрудников и т. д. — сумма достигает 45-60 млн руб. в год. По официальному отчету Россельхознадзора, в 2012 г. было проведено около 30 000 проверок соблюдения фитосанитарных требований, найдено 16 000 нарушений. При этом была приостановлена деятельность всего трех лиц! Это к вопросу об уровне риска и степени опасности, которую представляют для общества эти нарушения. В области семеноводства нарушений выявлено почти в два раза меньше, но штрафов при этом выписано больше, чем в карантине растений. Более того, приостановлена деятельность уже 20 лиц. А ведь «нарушения в семеноводстве» просто не способны представлять какую бы то ни было опасность, подавляющее их большинство до сих пор заключается в использовании семян известных любительских сортов овощей, для которых чиновниками не проверялась «хозяйственная полезность» (понятие, абсурдное в рыночной экономике; его отмена была предусмотрена правительством еще 10 лет назад). Та же самая проблема с продукцией животного происхождения. Только для одной розничной сети документально подтвержденные прямые затраты на изготовление ветеринарно-сопроводительных документов достигают 600 млн руб. в год! И оцениваются по группе мясной продукции примерно в 5% от ее конечной розничной цены. В значительной части случаев это готовая продукция, иногда переработанная до такой степени, что само понятие «ветеринария» к ней уже применяться не должно. Но каждая сосиска, каждая небольшая партия тушенки в соответствии с действующими в настоящее время требованиями должны сопровождаться документом, выписанным ветеринарным (не санитарным!) инспектором. По оценкам ассоциации «Союзмолоко», чтобы выполнить все требования нового приказа Минсельхоза России № 281, только для обеспечения работы одной, правда крупной, компании потребуется почти 7500 ветеринарных инспекторов. Ежегодно должно будет оформляться более 6 млн ветеринарных документов, а общие затраты составят около 4,5 млрд руб. в год. Платить за все это в итоге тоже будет потребитель. Особенно впечатляет размах происходящего в удаленных регионах. На Дальнем Востоке давно подметили любопытную закономерность: чем выше стоимость рыбопродукции, тем больше вероятность, что ее задержит ветеринарный надзор. Тонну минтая почти наверняка пропустят, тонну красной рыбы почти наверняка задержат «для исследований». Стоимость исследования одной партии икры для получения сопроводительных документов (которые в европейских странах выдает сам капитан судна) в 2012 г. была установлена на уровне 17 000 руб. В путину 2013 г. с Сахалина было отгружено 7000 т; затраты предприятий, по нашим оценкам, превысили 100 млн руб. Другой пример. В 2012 г. в Приморье рыбоперерабатывающие предприятия заплатили почти 100 млн руб. за оформление гигиенических сертификатов. Просто за оформление бумаг — по данным УФАС по Приморскому краю, реальных исследований продукции не проводилось. Еще хуже обстоит дело с быстропортящейся плодоовощной продукцией, для которой имеет первостепенное значение не только стоимость процесса оформления документов, но и его своевременность. Чем дольше товар находится на складе — тем ниже его качество, тем больше потерь при его переборке и упаковке и выше затраты на оплату ручного труда. Потери доходят до 30% от стоимости. У всего сказанного есть еще один очень важный аспект. Далеко не вся сельскохозяйственная продукция может храниться достаточно долго. Именно поэтому жизненно необходимы постоянно открытые каналы экспорта — чтобы иметь постоянный стимул к избыточному производству продовольствия, отечественный производитель должен быть уверен в том, что он в случае необходимости сумеет пристроить урожай, не нашедший сбыта в России. Но российские экспортеры, особенно малые, с огромным трудом пробиваются на внешние рынки, поскольку уже на полпути их товара к границе его конкурентоспособность на этих рынках сводится к нулю. Оформление партии семян, ввозимой из Голландии в Россию, занимает максимум три дня и стоит около 100 евро; точно такой же партии из России даже в одну из стран СНГ — минимум три недели и несколько тысяч евро. Поскольку до сих пор считается необходимым обязательное исследование семян в референтных центрах Россельхознадзора и последующее получение письменного (на бумаге!) разрешения, оформляемого в Москве начальником департамента федерального министерства. По нашим оценкам, издержки переработчиков, перевозчиков и продавцов сельскохозяйственной продукции, связанные с необоснованным административным давлением в области ветеринарии и фитосанитарии, превосходят сумму, которую планируется предусмотреть для них в действующей государственной программе поддержки АПК. Кого будет поддерживать эта программа? Автор — первый вице-президент «Опоры России» Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/34285241/samye-opasnye-zhuki-i-sornyaki#ixzz3FqJzLhfw
Владислав Корочкин: Почему российские продукты неконкурентоспособны
11/10/2014 17:30
Мнения
Обсуждение